Снова и снова мы убеждаемся в том, что мода циклична и что новое — это хорошо (или плохо) забытое старое. Тренды всегда возвращаются, пусть и не в полном соответствии с предыдущим своим воплощением. Идеи переосмысливаются, концепции дополняются, вещи приобретают новые черты, однако остаются хорошо узнаваемыми. И мы сразу понимаем: это уже было.
Казалось бы, совсем недавно интерьерные арки возглавляли хит-листы антитрендов — времени прошло всего ничего, а они уже снова актуальны. Ещё вчера на розовый в интерьере смотрели свысока, называя его наивным, слащавым и тривиальным, а сегодня он востребован как никогда. Всё течёт, всё меняется, но… по кругу. Почему же розовый и арки снова в фаворе? Благодаря возвращению стиля мемфис. Сейчас его называют неомемфис. Что же это за направление и с чем его едят? Начнём наш рассказ издалека.
Сто лет назад, в двадцатые годы XX века, мир покорил новый стиль, получивший название ар-деко.
Концепция ар-деко предполагала создание предельно роскошных, невероятно изысканных и умопомрачительно дорогих интерьеров. Мы не будем надолго останавливаться на эстетике этого стиля, охарактеризуем лишь несколько его ключевых мотивов и образов.
1. Сфокусированность на геометрических формах. В этом явственно прослеживается влияние кубизма. Как художники-кубисты формировали изображение из геометрических форм, так и дизайнеры создавали компоненты интерьера, мебель и декор из разнообразных плоских и объёмных фигур.
Геометричность акцентировалась контрастными линиями, кантами.
2. Ступенчатые элементы, возникшие как результат вдохновения формой зиккурата.
3. Мотивы солнца и луны, лучей, кристаллов, экзотических растений, клавиш пианино (последнее выражалось в чередовании черных и белых линий, фигур и др.).
После окончания Второй мировой войны ар-деко утратил актуальность. Роскошь и великолепие, без которых немыслимы интерьеры в стиле ар-деко, оказались неуместными.
Перенесёмся теперь в конец 50-ых. В эти годы возникло совсем другое направление, никак не связанное с ар-деко. Да и относилось оно в первую очередь к изобразительному искусству, а не к дизайну. Речь идёт о стиле поп-арт. В центре внимания поп-арта — образы популярной культуры и предметы массового производства. В основе сюжетов — что-либо приземлённое и банальное. Одна из ведущих особенностей — использование большого количества красок. Цвета поп-арта яркие, даже неоновые. Их сочетания — кричащие.
Разве можно ставить их рядом: изысканный и очень дорогой ар-деко в приглушённых тонах и крикливый неоновый поп-арт с его банками супа? У них же нет абсолютно ничего общего.
Однако в самом начале 80-ых группа дизайнеров разработала новую концепцию, основанную как раз на этих двух стилях, фактически объединив их. Создавая свои проекты, дизайнеры группы вдохновлялись геометричностью ар-деко и авангардной броскостью поп-арта.
Речь идёт о группе Мемфис, коллективе дизайнеров и архитекторов, сформированном в 1980 году. Лидером группы являлся итальянский дизайнер Этторе Соттсасс. Состав группы был международным.
В 1981 году коллектив Мемфис представил мебель, светильники, ткани, декор, часы и другие предметы, выполненные в новом своеобразном стиле.
Сосредоточенность на геометрических формах, мотив клавиш пианино, применение пятнистого терраццо — это от ар-деко. Кислотные цвета, их обилие и смелая компоновка — от поп-арта. Дизайн в стиле мемфис отличался также футуристичностью.
Эстетика нового стиля вызвала неоднозначную реакцию. Критики было намного больше, чем похвалы. Дизайн называли безвкусицей, вульгарностью, нелепым китчем, дешёвкой. Шутили, что изделия от коллектива Мемфис выглядят так, будто сошли с конвейера фабрики игрушек.
Группа проработала несколько лет, и ещё до начала 90-ых прекратила существование. Однако её деятельность оставила глубокий след. Впоследствии многие дизайнеры одежды, инвентаря, предметов декора вдохновлялись особым нонконформистским стилем группы. Вот лишь один пример: в 2011 году модный дом Кристиан Диор представил коллекцию в духе дизайна Мемфис. Вышло очень ярко и эффектно.
В дизайне интерьеров элементы, присущие концепции Мемфис, были, однако, маловостребованными. Но несколько лет назад на них неожиданно возник спрос. Мемфис возвращался плавно, постепенно, небольшими порциями. И вот в 2019-2020 годах это направление стало трендовым. Можно констатировать: стиль Мемфис вернулся в интерьеры, но в обновлённом виде. Это не копия дизайна 80-ых, а новая его интерпретация, известная в том числе под названием «неомемфис».
Новый мемфис теперь повсюду. Даже если современный интерьер выполнен в ином стиле, в нём могут присутствовать черты неомемфиса. Это так называемые модные фишки.
Что же это за стиль — новый мемфис? На каких принципах базируется его эстетика? Какие его составляющие находятся сегодня на пике моды?
Неомемфис: основные черты
1. Обилие цвета и цветовых комбинаций. В отличие от дизайна 80-ых с его неоновыми красками, оттенки нового мемфиса более сдержанные и сложные, часто пастельные, грязноватые.
Самые востребованные цвета — розовый, коралловый, рыжий, оливковый, синий.
Свойственно также чередование чёрного с белым (всё те же клавиши пианино), но в малых дозах.
2. Колорблокинг. Так называют расположенные рядом цветовые блоки в виде разнообразных геометрических фигур. К технике колорблокинг прибегают, как правило, при окраске стен.
3. Геометрические формы — в фокусе. Да, эту характеристику мы упоминаем уже в третий раз. Ничего удивительного, ведь эта черта свойственна и ар-деко, и дизайну группы Мемфис, и современному неомемфису.
Ключевые фигуры неомемфиса — это суперэллипс в виде прямоугольника со скруглёнными углами, полуэллипс и прямоугольник с дугообразными сторонами.
Есть такое слово — сквиркл (squircle). Оно образовано из двух английских слов: square — квадрат и circle — круг. Сквиркл — квадрат с закруглёнными углами. Эта форма стала одним из главных символов нового мемфиса.
В моду вернулись арки. Арочные очертания теперь повсюду: в проёмах, дверях, фасадах мебели, цветовых блоках на стенах и др.
4. Закругления. Продолжение рассмотренной выше тенденции. Вернулись столешницы с закруглёнными углами и дугообразными сторонами. Вернулись гнутые элементы мебели, скруглённые края. То, что было модно 10-20 лет назад, а потом вошло в топ антитрендов, отвоёвывает свои прежние позиции.
5. Ребристость и волнистость. Рельефные поверхности в мебели и отделке актуальны сегодня независимо от стиля, но неомемфис к ним особенно тяготеет.
6. Игривость и несерьезность. Интерьеры в стиле неомемфис часто выглядят мультяшными. Общая гостиная может походить на детскую комнату, а кухня — на помещение кукольного домика. Этот эффект обусловлен обтекаемостью, округлостью, гометричностью и обилием цветов, в том числе нежных (ассоциирующихся с детскостью и женственностью).
7. Мебель и декор в стиле ретро. Что-то в духе 60-ых, 70-ых и 80-ых.
Новый мемфис, в отличие от своего прототипа из 80-ых, более приглушённый, нежный и мягкий. Он не резкий, а плавный и округлый. Если дизайн группы Мемфис был устремлён в будущее, то неомемфис, наоборот, ностальгирует по прошлому.
Отделка и детали
Стены обычно крашеные (или оклеенные однотонными обоями). Обои с рисунком — большая редкость. Если их и применяют, то отдают предпочтение геометрическим орнаментам и растительным мотивам (особенно экзотическим, что является наследием ар-деко). Обои с рисунком, напоминающим поверхность терраццо, тоже соответствуют духу стиля.
Во влажных зонах активно применяют облицовочную плитку разнообразных геометрических форм. Типичной отделкой является терраццо, особенно с разноцветными вкраплениями — настоящий или сымитированный (керамической плиткой с соответствующим принтом).
В санузлах устанавливают круглые накладные раковины, чаще всего цветные. Это модная деталь.
Кухонные фасады чаще всего цветные. Фартук облицован плиткой или покрыт панелями из натурального терраццо.
Распространённый декор для стен — абстракции кубизма.
***
Таков столетний путь от ар-деко до неомемфиса.
Смотрите ещё:
Розовый цвет в ванной: секреты элегантности
Сочетание жёлтого и зелёного в интерьере