Баланс важен для любой сферы нашего бытия. Равновесие — это гармония и комфорт. Сбалансированные элементы воспринимаются как естественные и правильные. Поэтому баланс — один из основных принципов искусства, включая искусство дизайна. Создавая интерьер, нужно стремиться к равновесию. Однако баланс вовсе не требует полного соответствия и зеркальности. Главное — сбалансированность, то есть более-менее равное соотношение между частями целого.
Нужно визуально разбить интерьер на две части и уравновесить их между собой. В создании баланса принимают участие мебель, цвета, фактуры, декор. Например, если с одной стороны помещения установить тяжелую мебель, а с другой — легкую и прозрачную, может возникнуть дисбаланс. Чтобы уравновесить части, стену возле легкой мебели можно выделить «тяжелым» цветом или «мощной» фактурой. Это будет асимметричный баланс. Да, в асимметрии тоже есть равновесие.
Таким образом, баланс в интерьере бывает как симметричным, так и асимметричным. Рассмотрим их подробнее.
Симметрия в интерьере
Симметрия в интерьере достигается фактическим повторением элементов по обе стороны от оси. Для создания симметричного баланса нужно определить центральную точку ровно посередине одной из стен или в центре комнаты. В этой точке будет находиться композиционный центр. Воображаемая линия, идущая от композиционного центра к точке, расположенной ровно напротив, — это ось, по обе стороны от которой элементы «отзеркаливают» друг друга.
Что может являться композиционным центром? В гостиной это обычно камин или ТВ-стена. Чуть реже — витрина, большая картина, два кресла со столиком или диван. В спальне центром является кровать. В холле — например, консоль. В кухне — плита с вытяжкой, обеденный стол или остров. В любом помещении центром могут быть окно, ниша или выступ.
Симметрия в интерьере создается с помощью парных кресел, мини-диванов, витрин, тумб, шкафов, зеркал, полочек, стеллажей, картин, торшеров, настольных ламп и др. Кроме того, можно задействовать цвет и отделку — например, повторить одинаковые акцентные фрагменты на обеих противоположных стенах, параллельных центральной оси. Одиночные предметы, такие, например, как диван или обеденный стол, могут стоять на оси — так, чтобы она делила их пополам.
Симметричное построение интерьера называют также формальным. Это классическое решение, идеальное для консервативных стилей. В симметрично сбалансированном помещении возникает чувство стабильности, порядка, спокойствия и безопасности. Симметричные интерьеры по духу тем людям, которые склонны к перфекционизму и консерватизму.
Есть у симметрии в интерьере некоторые недостатки. Для маленьких помещений этот план зачастую мало подходит. Дело в том, что симметричное расположение элементов вдоль центральной оси — это рамки и «скобки», делающие акцент на форме и размере помещения. Например, если комната узкая и длинная, симметричный порядок подчеркнет эту ее особенность, сделав комнату похожей на вагончик. Асимметрия, напротив, устраняет рамки и лишает форму жесткости.
Совет. Не стоит стремиться к абсолютной симметрии — это противоестественно. Наши лица кажутся симметричными, но при детальном рассмотрении у любого человека найдется асимметрия. Она и делает нас привлекательными. Родинка с одной стороны, ямочка на одной из щек, зачесанная набок челка — все это придает лицу индивидуальность. Так же и с интерьером: создавая симметричный баланс, добавьте каплю несоответствия.
Асимметрия в интерьере
Асимметричный баланс предпочтительнее, если форма или размер помещения оставляют желать лучшего. Асимметрия больше подходит для современных стилей. Есть еще один плюс у такой планировки: асимметричные интерьеры редко бывают скучными. Они более живые и динамичные. Не зря их называют «неформальными».
При создании асимметричного интерьера можно выбрать композиционный центр, смещенный от срединной точки. За основу может быть взят принцип золотого сечения: нужно сместить центр в пропорции примерно 60% на 40%.
Возможен и полный отказ от единого композиционного центра, хотя это не так легко.
Отделка, обстановка и декор осуществляются с сохранением баланса, то есть принцип равновесия остается в силе. Однако устраняется эффект зеркальности. Так, если в симметричных интерьерах напротив дивана ставят такой же диван или два аналогичных кресла, то в асимметричных все иначе: напротив дивана может находиться одно кресло или стеллаж.
На асимметрию работают угловые диваны и диагональное расположение предметов мебели. Например, кресла можно расположить в углах, поставив их по диагонали. Так же и кровать, установленная под углом, лишит спальню традиционной симметричности.
Достичь цели помогает и разноуровневость предметов. Напротив друг друга располагают мебель или декор разной высоты. Например, у одной стены — высокая витрина, а ровно напротив — низкая консоль. По одну сторону от дивана — высокий торшер, а по другую — низкий столик с небольшой настольной лампой. На кухне справа от плиты — высокий глухой пенал, а слева — тумба и пара открытых полок над ней.
Штору тоже можно откинуть набок и закрепить держателем. Асимметричным может быть и расположение стенного декора: например, на одной стене три картины в ряд, а на противоположной — три декоративные тарелки, размещенные лесенкой.
Важно помнить, что асимметрия должна быть сбалансированной, то есть по «весу» обе половины комнаты должны быть примерно одинаковыми. Зрительно «взвешивать» нужно не только мебель, но и фактуры, цвета, декор.
Смотрите ещё:
Дано: темная комната. Как сделать ее светлее?
Варианты раскладки плитки в ванной и туалете
Разноцветный интерьер: стильное буйство красок